УЦ Микротест - источник ваших знаний
 
Личный кабинет Вход / Регистрация
 
 
 
  Вход Регистрация
Логин*
E-mail, указанный при регистрации
Пароль* не помню
 
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 
 
0 позиций

       +7 (495) 231 23 51 Москва

       +7 (964) 778 99 27 Москва

       Дербеневская наб. д.7 стр. 5

Учебный центр Микротест / Статьи / Держать на дистанции: обучение нового типа

Держать на дистанции: обучение нового типа

Подписка
 
 


Отзывы наших клиентов

/upload/cimg_cache/8056964c4b21d37a4f9dd72181785fbc/6342c3d2dff31db06c41eb796705b53e.png

Ежегодно учебный центр Микротест проводит обучение специалистов компании ГВЦ ОАО "РЖД" по различным направлениям. Учебный центр "Микротест" проявил себя как команда клиентоориентированных специалистов, умеющих прояснить потребности компании, построить эффективный рабочий процесс, действовать не всегда формальными методами и привести к желаемым результатам. Для нас главным принципом при выборе учебного центра был не только высокий профессионализм и опыт тренеров, но и способность специалистов компании-партнера погрузиться в нашу специфику, учитывая все нюансы деятельности, и команда Учебного центра "Микротест" на 100% оправдала наши ожидания.

Директор, Р.Ю. Лыков

08.04.2013

Дистанционное обучение получило распространение давно, а мобильные технологии придали этому образовательному методу новое дыхание. Значит ли это, что скоро мы будем учиться на расстоянии?

Мечта CIO — принять на службу новичка, выслать ему серию ссылок на корпоративный сайт и через некоторое время принять от него сертификат о пройденном обучении. Или — потенциальный клиент в поиске услуг либо оборудования сам заходит на сайт компании, про­сматривает обучение, а потом в экстазе звонит и при минимальных переговорах делает заказ. Возможно, когда-нибудь так и будет.

Директор Учебного центра РДТЕХ Андрей Чумаков говорит: «Со временем, на мой взгляд, все больше регионов начнут переходить на этот формат, что может привести к увеличению количества ИТ-специалистов. Очное обучение, конечно, будет существовать на протяжении нескольких десятков лет, но соотношение дистанционного и очного будет меняться в пользу первого».

Авангард — западные вендоры — принес на российский рынок образцы ДО, мощный маркетинговый инструмент продвижения. Магнетической притягательностью обладает западное ДО с сертификатом, повышающее стоимость его обладателя на рынке труда. Российские ИТ и обучающие компании постепенно осваивают «дистанционку» со всеми ее преимуществами.

Берем в руки космические ложки

Пользу компании приносит даже простая видеозапись мастер-классов корпоративных профи, но только если она подкреплена реально работающей системой справедливого повышения зарплаты и должностей в зависимости от компетенции. Или, предоставляя ДО-инструкции клиентам, ИТ-фирма говорит, что покупатель оборудования реально сэкономит деньги. Тогда даже самый унылый интерфейс ДО служебного интранета будет воспринят с энтузиазмом.
Технический директор, руководитель бизнес-подразделения «Поиск и e-commerce» Mail.Ru Group Владимир Габриелян говорит: «Моя компания умеет передавать знания: у нас есть внутренние конференции, когда одни сотрудники рассказывают другим, как можно применять наши технологии».

Особенно хорошо обучение работает, если не только заявить персоналу о перспективах смены должности, но и сообщить, что для ДО использованы необычные технологии, «фотонные двигатели», нанотехнологии и прочая фантастика.
Учебный центр РДТЕХ проводит занятия в интерактивном формате онлайн, который определяет не как учебный класс (скучно взрослым людям снова возвращаться в такое место), а как некое пространство мировых знаний — Live Virtual Class. Можно назвать его и World Craft (учитывая, что одно из значений слова «craft» — «мастерство»).

Интерактивное обучение в Live Virtual Class подразумевает не только лекции, но и лабораторные работы под руководством преподавателя. Учебные материалы доступны в электронном виде за 48 часов до начала занятий. Проводят занятия и готовят материалы сертифицированные преподаватели. Расписание курсов доступно на сайте. После завершения курса и правильных ответов на упражнения Live Virtual Class студент получает сертификат — наравне с теми, кто проходит обычное обучение. Его принимают при получении статусов Oracle.

Андрей Чумаков не скрывает, что Live Virtual Class — это полный аналог стандартного процесса обучения в классе. Обучение также проводят сертифицированные преподаватели, которые читают курсы традиционным способом. Программа соответствует очным курсам, включая самостоятельные лабораторные работы под руководством преподавателя.
— Острая потребность в изучении курса как такового для повышения продуктивности работы плюс экономия на командировке по времени и деньгам — вот главные мотиваторы для тех, кто выбирает дистанционное обучение, — говорит Андрей Чумаков.

— До этого мы долго и скрупулезно изучали технологии предоставления такого вида обучения. Ведь главное — не потерять преимуществ традиционного чтения курсов. Например, это касается лабораторных работ. Как сделать так, чтобы удаленно выполняющего лабораторную работу слушателя смог полноценно контролировать преподаватель? РДТЕХ может, так как наши возможности ДО в формате Virtual Class позволяют перехватывать экран рабочего стола слушателя и объяснять, передвигать объекты, что-то выделять. В общем, полный аналог очного семинара.

Самые востребованные курсы — как и обычно, по администрированию баз данных Oracle и… все-таки очная форма обучения. Андрей Чумаков уточняет, что слушателю нужен не только набор материалов, но и «прямой контакт» с преподавателем. Специалистам хочется вырваться за пределы офиса в новую среду или пообщаться с коллегами из других компаний.
По наблюдению преподавателей на курсах, ДО — это объективно более удобная форма для работодателя, преподавателя и часто для самих слушателей, что будет оценено со временем и развитием технологий. Один слушатель Академии Cisco точно выразил мнение многих по поводу обучения: «При всем моем разгильдяйстве альтернативы нет».

Перфекционизм компенсируется

Дистанционное обучение — сфера новая, незаезженная и коммерчески перспективная, позволяющая выделиться на рынке. Качественные курсы формируют прогрессивный имидж компании, что наводит на руководство мысль: в это направление стоит вкладываться, стоит шлифовать его.

У тех западных компаний, которым не удалось широкое проникновение на наш рынок, как правило, вообще нет системы ДО, а успешные корпорации развернули в России целые академии, создали порталы и даже установили контакты с российскими вузами.

Генеральный директор Smart Level Андрей Нариманов считает, что если в компании уже есть успешный опыт очного обучения, то организовать процесс дистанционного обучения чему-либо несложно. Для этого достаточно правильно настроенного оборудования. Однако он предупреждает: «Создание востребованной рынком программы дистанционного образования не ограничивается обеспечением качественной передачи аудио- и видеоконтента. Необходимо, чтобы программа соответствовала требованиям и стандартам Министерства образования, а также потребностям бизнеса в кадрах».

— Дистанционное обучение для наших слушателей — скорее редкость, чем обычная практика, — признает Юлия Шикова, исполнительный директор НОУ УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ». — Они проводятся традиционным для авторизованного дистанционного курса образом. Слушателю предоставляется удаленный доступ на определенный период времени, он самостоятельно проходит обучение, выполняет необходимые лабораторные и практические работы, изучает теоретическую часть, сдает тесты.

Методики ДО уже опробованы

У ведущих российских компаний уже сложились свои методики и стандарты подготовки ДО. Директор НОУ «Учебный центр «Микротест» Наталья Петрова рассказывает: «На протяжении последних лет мы довольно много экспериментировали с методиками удаленного обучения, а также исследовали мнение большого количества слушателей и проанализировали эти данные. Все это было проделано для того, чтобы понять, как создать действительно востребованный и эффективный учебный продукт».

Результаты проведенной в «Микротесте» работы показали, что самое ценное для слушателей учебных курсов — это, наряду с большим количеством практических занятий, возможность живого общения не только с преподавателем, но и с коллегами по курсу. Второй общий для всех момент: слушатели (где бы они ни находились) ненавидят транспортную несвободу и мечтали бы от нее избавиться, взамен получив возможность гибко формировать свой учебный график.
Эксперименты «Микротеста» с методиками удаленного обучения позволили Наталье Петровой сделать определенные выводы. Требуется обязательная переработка программ и контента виртуальных курсов по сравнению с очными.

Программа должна состоять из коротких модулей, необходимо часто проводить интерактивные опросы по пройденным темам, следует полностью переработать технологию проведения и контроля практикумов. Удаленное обучение в реальном времени может проводиться лишь преподавателями определенного типа: они должны ясно изъясняться, уметь четко контролировать аудиторию и управлять ею. Кроме того, они должны быть креативными, высокохаризматичными личностями, хорошими ораторами. Словом, проведение дистанционных курсов в реальном времени требует серьезных инвестиций.

В результате разработанный и используемый «Рецепт Микротеста» в формате RTVT (Real Time Virtual Training) звучит так:

  • Обязательно живое обучение в реальном времени, с возможностью интерактивного общения — как с преподавателем, так и с коллегами.
  • Контент курсов адаптирован под методику удаленного обучения, в корпоративном обучении — обязательно кастомизирован под специфику бизнеса заказчика.
  • Проводят курсы только преподаватели, прошедшие специальную подготовку и освоившие методику удаленного обучения.
  • Практика проводится на реальном оборудовании, под удаленным контролем преподавателя.
  • Для проведения обучения мы используем лучшие технологии и аппаратные решения Cisco telepresents — оборудование Tandberg и ПО webex (благодаря наличию серьезной экспертизы по этим продуктам у холдинга «Микротест», в который мы входим).
  • График обучения довольно гибкий, для корпоративных групп учитывается в том числе и разница в часовых поясах.
  • Все обучение разбито на сессии, которые длятся не более 4 академических часов.

Не все поддерживают требование обязательной обратной связи. Специалисты IBM Том Хелмер и Грег Мейер занимаются развитием глобального проекта IBM developerWorks, масштабного обучающего ресурса для разработчиков программного обеспечения. Это фактически огромная справочная библиотека данных и учебных материалов. Но обратной связи онлайн она не предусматривает. Мэтры считают, что если качественно, всеобъемлюще и грамотно готовить ДО, то эксперт на телефоне не нужен.

Одна из причин, почему крупные компании создают дистанционные курсы в записи и библиотеки учебных ресурсов — сокращение времени собственного персонала. Именно по этой истинной причине они не делают обратной связи. Оставь номер телефона или укажи адрес консультанта, преподавателя — и потонешь в вопросах учеников из разных стран, завязнешь в растолковании деталей.

Создавая ДО без обратной связи, известные бренды не боятся потерять лояльность клиента. Но российские компании заботятся, чтобы клиент все понял до последней мелочи, обращался многократно, а там глядишь — и еще что-то себе заказал.

В «Микротесте» форматы обучения могут комбинироваться: очно, с использованием системы видео-конференц-связи, в облегченном формате RTVT на базе webex, в виде индивидуальных удаленных консультаций в режиме реального времени. Обучение происходит с учетом интересов регионов. Например, в рамках крупных территориально распределенных проектов с участием слушателей заказчика, работающих на Дальнем Востоке и в Сибири, обучение приходилось начинать в шесть часов утра по московскому времени.

И вышел невод с тиной морскою

Виртуальная сеть и корпоративные академии содержат тысячи часов видеоуроков, гигабайты текстов в открытом доступе или доступных после авторизации. Но наращивание материалов не превращает пока «дистанционку» в ведущий метод обучения. Слишком много малоэффективного учебного шлака.

— В дистанционном образовании есть проблема, — сообщает Андрей Чумаков. — Подчас человеку трудно в домашних условиях абстрагироваться от других дел. Хотя некоторым людям трудно сфокусировать внимание даже находясь в классе. То есть важен вопрос самоорганизации. И еще заметили интересную вещь: руководители тех, кого отправляют учиться на онлайн-курсы, часто отвлекают своих подчиненных от процесса обучения, например, звонками, думая, что если они не находятся в классе, то можно позвонить и решить какой-то вопрос. Они просто не понимают, что курс нельзя поставить на паузу, что нельзя заставлять других слушателей ждать и так далее. Вот в связи с этим фактором эффективность ДО тоже снижается.


Параметры для выбора и формирования дистанционного курса

ПараметрыРекомендации
Время

Курс должен быть разделен на главы, даже если длится всего несколько часов. Как показывает мониторинг обучения, учащиеся сами останавливают обучение чаще всего через 15 минут; максимум для одного про­смотра — 40–50 минут. При самостоятельном обучении необходимы функции остановки и возврата записи к отдельным частям курса, к оглавлению.

Оптимальная длина курса одного направления с отдельными уроками — в расчете на занятия в течение трех дней, максимум — недели.Курсы могут составлять циклы.

Тема

Тема должна быть представлена четко и практично, без академических сложноподчиненных предложений на абзац. Текст — не более 10 тысяч знаков в главе. На странице — одна «семантическая единица», определение плюс пример, описание модели или технологии, применения на практике.

Наличие учебных текстов

Для системного обучения они обязательны в свободном доступе для учеников. Это знакомство с темой, повторение понятий и упражнения, углубление в один из аспектов.

Помощь

Необходимо предусмотреть подробное оглавление, описание структуры курса и расширенные ответы на типовые вопросы в главе Q&A.

Важна возможность обратной связи для нестандартных вопросов, уточнений по «Скайпу», ICQ, почте.

Методика

В любом курсе должны быть «перебивки», смена приемов. Необходимо внести в текст элемент оформления (диаграммы, иллюстрации, формулы), а в набор схем или формул — фотографии либо текст.

Через каждые полчаса следует резюмировать самую важную информацию, кратко повторить ключевые понятия.

Практика

Обязателен набор упражнений или примеров наглядной практики.

Преподаватель
(если он в кадре)

Должен внушать уверенность в своей компетентности и лидерстве. Средняя скорость речи, широкий диапазон интонаций, открытые жесты и эмоции.

Проверка

Обязательно наличие контрольных вопросов после каждой главы, чтобы заставить учащегося мысленно повторить пройденную часть материала.

Обязателен тест при завершении курса, подразумевающий или интерактив, или обратную связь с преподавателем.

Гарантии

Курс должен пройти обкатку на фокус-группе компетентных специалистов, не участвовавших в его создании. Профессиональные авторы собирают обратную связь о качестве курса и корректируют его в соответствии с замечаниями.

Референции

Обязательны контакты и ссылка на источники — должности преподавателей и описание компании, создателей технологий со всеми регалиями.

Нужно также краткое описание библиотеки курсов (если есть) и комплексной структуры обучения.

В главах обязательны гиперссылки, если какая-то часть темы подробнее рассматривается в другом курсе или материалах компании, на сайте.


Анонимный опрос работников ИТ-компаний, проведенный на образовательной выставке, показал, что 82% считают дистанционные ИТ-курсы российских и даже иностранных компаний трудно воспринимаемыми, сделанными формально и без обратной связи.

При этом креатив вполне доступен. Нормально, если курс готовит один профессионал или команда, а читает самый артистичный эксперт. Если ДО рассчитано на типичную целевую аудиторию — молодых мужчин из суровой компьютерной или инженерной среды в возрасте 20–35 лет, — стоит привлечь к озвучиванию текста или веб-семинару привлекательную сотрудницу, что гарантирует не­ослабевающее (хотя и несколько рассеянное) внимание до завершения учебы.

С точки зрения Натальи Петровой из «Микротеста», качественное дистанционное обучение очень требовательно к экспертизе преподавателя и организаторов, к оборудованию и к уровню мотивации и самоорганизации слушателя. «Когда требования разных сторон будут учтены, — говорит Петрова, — взамен они получают свободу выбора и колоссальное расширение возможностей. — Именно ради этого Учебный центр „Микротест“ активно занимается развитием удаленного обучения в режиме реального времени».

Юлия Шикова предупреждает о том, что грубая работа вызывает неуважение и к содержанию:
— Если в дистанционном курсе предполагается наличие видеофрагментов, обратите внимание на их качество: уважаемые учебные заведения не станут предлагать «зашумленные» ролики.

С точки зрения Шиковой, должны настораживать «три отсутствия» — когда нет никакой формы для контроля знаний, тестов, контрольных вопросов по каждой подтеме, когда не найти примеров и практических заданий для самостоятельного выполнения, где это необходимо, а главное — когда невозможно задать вопрос преподавателю.

 

Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте