УЦ Микротест - источник ваших знаний
 
Личный кабинет Вход / Регистрация
 
 
 
  Вход Регистрация
Логин*
E-mail, указанный при регистрации
Пароль* не помню
 
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
 
 
0 позиций

+7 (495) 231-23-51 Москва

+7 (964) 778-99-27 Москва

+7 (343) 286-17-86 Екатеринбург

+7 (3452) 68-88-99 Тюмень

Учебный Центр «Микротест» - обучение и сертификация IT-специалистов
Учебный центр Микротест / Статьи / Держать на дистанции: обучение нового типа

Держать на дистанции: обучение нового типа

Подписка
 
 


Отзывы наших клиентов

/upload/cimg_cache/df095201dc3ae70c94b965af3558af7c/d09c5f4179b07f153720e5da96f16f78.jpg

Благодаря знаниям, полученным на курсах "Microsoft Excel 2007 advanced" и "Microsoft PowerPoint 2007", мы упорядочили рабочий процесс, сделав его более эффективным, научились профессионально оформлять наши отчеты и презентации. Хотим поблагодарить сотрудников компании Микротест и пожелать дальнейшей успешной работы!

Н.В.Федоткина,
Администратор отдела ИТ Шлюмберже

 
08.04.2013

Дистанционное обучение получило распространение давно, а мобильные технологии придали этому образовательному методу новое дыхание. Значит ли это, что скоро мы будем учиться на расстоянии?

Мечта CIO — принять на службу новичка, выслать ему серию ссылок на корпоративный сайт и через некоторое время принять от него сертификат о пройденном обучении. Или — потенциальный клиент в поиске услуг либо оборудования сам заходит на сайт компании, про­сматривает обучение, а потом в экстазе звонит и при минимальных переговорах делает заказ. Возможно, когда-нибудь так и будет.

Директор Учебного центра РДТЕХ Андрей Чумаков говорит: «Со временем, на мой взгляд, все больше регионов начнут переходить на этот формат, что может привести к увеличению количества ИТ-специалистов. Очное обучение, конечно, будет существовать на протяжении нескольких десятков лет, но соотношение дистанционного и очного будет меняться в пользу первого».

Авангард — западные вендоры — принес на российский рынок образцы ДО, мощный маркетинговый инструмент продвижения. Магнетической притягательностью обладает западное ДО с сертификатом, повышающее стоимость его обладателя на рынке труда. Российские ИТ и обучающие компании постепенно осваивают «дистанционку» со всеми ее преимуществами.

Берем в руки космические ложки

Пользу компании приносит даже простая видеозапись мастер-классов корпоративных профи, но только если она подкреплена реально работающей системой справедливого повышения зарплаты и должностей в зависимости от компетенции. Или, предоставляя ДО-инструкции клиентам, ИТ-фирма говорит, что покупатель оборудования реально сэкономит деньги. Тогда даже самый унылый интерфейс ДО служебного интранета будет воспринят с энтузиазмом.
Технический директор, руководитель бизнес-подразделения «Поиск и e-commerce» Mail.Ru Group Владимир Габриелян говорит: «Моя компания умеет передавать знания: у нас есть внутренние конференции, когда одни сотрудники рассказывают другим, как можно применять наши технологии».

Особенно хорошо обучение работает, если не только заявить персоналу о перспективах смены должности, но и сообщить, что для ДО использованы необычные технологии, «фотонные двигатели», нанотехнологии и прочая фантастика.
Учебный центр РДТЕХ проводит занятия в интерактивном формате онлайн, который определяет не как учебный класс (скучно взрослым людям снова возвращаться в такое место), а как некое пространство мировых знаний — Live Virtual Class. Можно назвать его и World Craft (учитывая, что одно из значений слова «craft» — «мастерство»).

Интерактивное обучение в Live Virtual Class подразумевает не только лекции, но и лабораторные работы под руководством преподавателя. Учебные материалы доступны в электронном виде за 48 часов до начала занятий. Проводят занятия и готовят материалы сертифицированные преподаватели. Расписание курсов доступно на сайте. После завершения курса и правильных ответов на упражнения Live Virtual Class студент получает сертификат — наравне с теми, кто проходит обычное обучение. Его принимают при получении статусов Oracle.

Андрей Чумаков не скрывает, что Live Virtual Class — это полный аналог стандартного процесса обучения в классе. Обучение также проводят сертифицированные преподаватели, которые читают курсы традиционным способом. Программа соответствует очным курсам, включая самостоятельные лабораторные работы под руководством преподавателя.
— Острая потребность в изучении курса как такового для повышения продуктивности работы плюс экономия на командировке по времени и деньгам — вот главные мотиваторы для тех, кто выбирает дистанционное обучение, — говорит Андрей Чумаков.

— До этого мы долго и скрупулезно изучали технологии предоставления такого вида обучения. Ведь главное — не потерять преимуществ традиционного чтения курсов. Например, это касается лабораторных работ. Как сделать так, чтобы удаленно выполняющего лабораторную работу слушателя смог полноценно контролировать преподаватель? РДТЕХ может, так как наши возможности ДО в формате Virtual Class позволяют перехватывать экран рабочего стола слушателя и объяснять, передвигать объекты, что-то выделять. В общем, полный аналог очного семинара.

Самые востребованные курсы — как и обычно, по администрированию баз данных Oracle и… все-таки очная форма обучения. Андрей Чумаков уточняет, что слушателю нужен не только набор материалов, но и «прямой контакт» с преподавателем. Специалистам хочется вырваться за пределы офиса в новую среду или пообщаться с коллегами из других компаний.
По наблюдению преподавателей на курсах, ДО — это объективно более удобная форма для работодателя, преподавателя и часто для самих слушателей, что будет оценено со временем и развитием технологий. Один слушатель Академии Cisco точно выразил мнение многих по поводу обучения: «При всем моем разгильдяйстве альтернативы нет».

Перфекционизм компенсируется

Дистанционное обучение — сфера новая, незаезженная и коммерчески перспективная, позволяющая выделиться на рынке. Качественные курсы формируют прогрессивный имидж компании, что наводит на руководство мысль: в это направление стоит вкладываться, стоит шлифовать его.

У тех западных компаний, которым не удалось широкое проникновение на наш рынок, как правило, вообще нет системы ДО, а успешные корпорации развернули в России целые академии, создали порталы и даже установили контакты с российскими вузами.

Генеральный директор Smart Level Андрей Нариманов считает, что если в компании уже есть успешный опыт очного обучения, то организовать процесс дистанционного обучения чему-либо несложно. Для этого достаточно правильно настроенного оборудования. Однако он предупреждает: «Создание востребованной рынком программы дистанционного образования не ограничивается обеспечением качественной передачи аудио- и видеоконтента. Необходимо, чтобы программа соответствовала требованиям и стандартам Министерства образования, а также потребностям бизнеса в кадрах».

— Дистанционное обучение для наших слушателей — скорее редкость, чем обычная практика, — признает Юлия Шикова, исполнительный директор НОУ УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ». — Они проводятся традиционным для авторизованного дистанционного курса образом. Слушателю предоставляется удаленный доступ на определенный период времени, он самостоятельно проходит обучение, выполняет необходимые лабораторные и практические работы, изучает теоретическую часть, сдает тесты.

Методики ДО уже опробованы

У ведущих российских компаний уже сложились свои методики и стандарты подготовки ДО. Директор НОУ «Учебный центр «Микротест» Наталья Петрова рассказывает: «На протяжении последних лет мы довольно много экспериментировали с методиками удаленного обучения, а также исследовали мнение большого количества слушателей и проанализировали эти данные. Все это было проделано для того, чтобы понять, как создать действительно востребованный и эффективный учебный продукт».

Результаты проведенной в «Микротесте» работы показали, что самое ценное для слушателей учебных курсов — это, наряду с большим количеством практических занятий, возможность живого общения не только с преподавателем, но и с коллегами по курсу. Второй общий для всех момент: слушатели (где бы они ни находились) ненавидят транспортную несвободу и мечтали бы от нее избавиться, взамен получив возможность гибко формировать свой учебный график.
Эксперименты «Микротеста» с методиками удаленного обучения позволили Наталье Петровой сделать определенные выводы. Требуется обязательная переработка программ и контента виртуальных курсов по сравнению с очными.

Программа должна состоять из коротких модулей, необходимо часто проводить интерактивные опросы по пройденным темам, следует полностью переработать технологию проведения и контроля практикумов. Удаленное обучение в реальном времени может проводиться лишь преподавателями определенного типа: они должны ясно изъясняться, уметь четко контролировать аудиторию и управлять ею. Кроме того, они должны быть креативными, высокохаризматичными личностями, хорошими ораторами. Словом, проведение дистанционных курсов в реальном времени требует серьезных инвестиций.

В результате разработанный и используемый «Рецепт Микротеста» в формате RTVT (Real Time Virtual Training) звучит так:

  • Обязательно живое обучение в реальном времени, с возможностью интерактивного общения — как с преподавателем, так и с коллегами.
  • Контент курсов адаптирован под методику удаленного обучения, в корпоративном обучении — обязательно кастомизирован под специфику бизнеса заказчика.
  • Проводят курсы только преподаватели, прошедшие специальную подготовку и освоившие методику удаленного обучения.
  • Практика проводится на реальном оборудовании, под удаленным контролем преподавателя.
  • Для проведения обучения мы используем лучшие технологии и аппаратные решения Cisco telepresents — оборудование Tandberg и ПО webex (благодаря наличию серьезной экспертизы по этим продуктам у холдинга «Микротест», в который мы входим).
  • График обучения довольно гибкий, для корпоративных групп учитывается в том числе и разница в часовых поясах.
  • Все обучение разбито на сессии, которые длятся не более 4 академических часов.

Не все поддерживают требование обязательной обратной связи. Специалисты IBM Том Хелмер и Грег Мейер занимаются развитием глобального проекта IBM developerWorks, масштабного обучающего ресурса для разработчиков программного обеспечения. Это фактически огромная справочная библиотека данных и учебных материалов. Но обратной связи онлайн она не предусматривает. Мэтры считают, что если качественно, всеобъемлюще и грамотно готовить ДО, то эксперт на телефоне не нужен.

Одна из причин, почему крупные компании создают дистанционные курсы в записи и библиотеки учебных ресурсов — сокращение времени собственного персонала. Именно по этой истинной причине они не делают обратной связи. Оставь номер телефона или укажи адрес консультанта, преподавателя — и потонешь в вопросах учеников из разных стран, завязнешь в растолковании деталей.

Создавая ДО без обратной связи, известные бренды не боятся потерять лояльность клиента. Но российские компании заботятся, чтобы клиент все понял до последней мелочи, обращался многократно, а там глядишь — и еще что-то себе заказал.

В «Микротесте» форматы обучения могут комбинироваться: очно, с использованием системы видео-конференц-связи, в облегченном формате RTVT на базе webex, в виде индивидуальных удаленных консультаций в режиме реального времени. Обучение происходит с учетом интересов регионов. Например, в рамках крупных территориально распределенных проектов с участием слушателей заказчика, работающих на Дальнем Востоке и в Сибири, обучение приходилось начинать в шесть часов утра по московскому времени.

И вышел невод с тиной морскою

Виртуальная сеть и корпоративные академии содержат тысячи часов видеоуроков, гигабайты текстов в открытом доступе или доступных после авторизации. Но наращивание материалов не превращает пока «дистанционку» в ведущий метод обучения. Слишком много малоэффективного учебного шлака.

— В дистанционном образовании есть проблема, — сообщает Андрей Чумаков. — Подчас человеку трудно в домашних условиях абстрагироваться от других дел. Хотя некоторым людям трудно сфокусировать внимание даже находясь в классе. То есть важен вопрос самоорганизации. И еще заметили интересную вещь: руководители тех, кого отправляют учиться на онлайн-курсы, часто отвлекают своих подчиненных от процесса обучения, например, звонками, думая, что если они не находятся в классе, то можно позвонить и решить какой-то вопрос. Они просто не понимают, что курс нельзя поставить на паузу, что нельзя заставлять других слушателей ждать и так далее. Вот в связи с этим фактором эффективность ДО тоже снижается.


Параметры для выбора и формирования дистанционного курса

ПараметрыРекомендации
Время

Курс должен быть разделен на главы, даже если длится всего несколько часов. Как показывает мониторинг обучения, учащиеся сами останавливают обучение чаще всего через 15 минут; максимум для одного про­смотра — 40–50 минут. При самостоятельном обучении необходимы функции остановки и возврата записи к отдельным частям курса, к оглавлению.

Оптимальная длина курса одного направления с отдельными уроками — в расчете на занятия в течение трех дней, максимум — недели.Курсы могут составлять циклы.

Тема

Тема должна быть представлена четко и практично, без академических сложноподчиненных предложений на абзац. Текст — не более 10 тысяч знаков в главе. На странице — одна «семантическая единица», определение плюс пример, описание модели или технологии, применения на практике.

Наличие учебных текстов

Для системного обучения они обязательны в свободном доступе для учеников. Это знакомство с темой, повторение понятий и упражнения, углубление в один из аспектов.

Помощь

Необходимо предусмотреть подробное оглавление, описание структуры курса и расширенные ответы на типовые вопросы в главе Q&A.

Важна возможность обратной связи для нестандартных вопросов, уточнений по «Скайпу», ICQ, почте.

Методика

В любом курсе должны быть «перебивки», смена приемов. Необходимо внести в текст элемент оформления (диаграммы, иллюстрации, формулы), а в набор схем или формул — фотографии либо текст.

Через каждые полчаса следует резюмировать самую важную информацию, кратко повторить ключевые понятия.

Практика

Обязателен набор упражнений или примеров наглядной практики.

Преподаватель
(если он в кадре)

Должен внушать уверенность в своей компетентности и лидерстве. Средняя скорость речи, широкий диапазон интонаций, открытые жесты и эмоции.

Проверка

Обязательно наличие контрольных вопросов после каждой главы, чтобы заставить учащегося мысленно повторить пройденную часть материала.

Обязателен тест при завершении курса, подразумевающий или интерактив, или обратную связь с преподавателем.

Гарантии

Курс должен пройти обкатку на фокус-группе компетентных специалистов, не участвовавших в его создании. Профессиональные авторы собирают обратную связь о качестве курса и корректируют его в соответствии с замечаниями.

Референции

Обязательны контакты и ссылка на источники — должности преподавателей и описание компании, создателей технологий со всеми регалиями.

Нужно также краткое описание библиотеки курсов (если есть) и комплексной структуры обучения.

В главах обязательны гиперссылки, если какая-то часть темы подробнее рассматривается в другом курсе или материалах компании, на сайте.


Анонимный опрос работников ИТ-компаний, проведенный на образовательной выставке, показал, что 82% считают дистанционные ИТ-курсы российских и даже иностранных компаний трудно воспринимаемыми, сделанными формально и без обратной связи.

При этом креатив вполне доступен. Нормально, если курс готовит один профессионал или команда, а читает самый артистичный эксперт. Если ДО рассчитано на типичную целевую аудиторию — молодых мужчин из суровой компьютерной или инженерной среды в возрасте 20–35 лет, — стоит привлечь к озвучиванию текста или веб-семинару привлекательную сотрудницу, что гарантирует не­ослабевающее (хотя и несколько рассеянное) внимание до завершения учебы.

С точки зрения Натальи Петровой из «Микротеста», качественное дистанционное обучение очень требовательно к экспертизе преподавателя и организаторов, к оборудованию и к уровню мотивации и самоорганизации слушателя. «Когда требования разных сторон будут учтены, — говорит Петрова, — взамен они получают свободу выбора и колоссальное расширение возможностей. — Именно ради этого Учебный центр „Микротест“ активно занимается развитием удаленного обучения в режиме реального времени».

Юлия Шикова предупреждает о том, что грубая работа вызывает неуважение и к содержанию:
— Если в дистанционном курсе предполагается наличие видеофрагментов, обратите внимание на их качество: уважаемые учебные заведения не станут предлагать «зашумленные» ролики.

С точки зрения Шиковой, должны настораживать «три отсутствия» — когда нет никакой формы для контроля знаний, тестов, контрольных вопросов по каждой подтеме, когда не найти примеров и практических заданий для самостоятельного выполнения, где это необходимо, а главное — когда невозможно задать вопрос преподавателю.

 

Комментарии Facebook

Комментарии ВКонтакте